Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

О нас

Объявления

Перекос в тарифах: повышение цен на МЖС ведет угольную отрасль к рецессии

31 Марта 2025
2283 просмотров

Резкий рост тарифов на услуги МЖС ставит под угрозу будущее угледобывающей отрасли. 

Основанием к увеличению стоимости перевозок грузов стало решение Госкомиссии по вопросам модернизации экономики о применении повышающих индексов к тарифам на регулируемые услуги МЖС в рамках ценовых пределов, утвержденных приказом КРЕМ МНЭ РК от 21 февраля 2024 года.

Категорическое несогласие с принятым решением угольные компании выразили в своем письме, адресованном в Министерство транспорта РК, Министерство промышленности и строительства РК, Комитет по регулированию естественных монополий МНЭ РК, Казахстанскую ассоциацию перевозчиков и операторов вагонов (контейнеров).   

В своем обращении в государственные органы они напомнили, что утвержденный приказом КРЕМ МНЭ РК от 21 февраля 2024 года максимальный индекс ценовых пределов к тарифам на услуги МЖС распространяется только на транзитные направления по странам ЕАЭС, определяет пороговое значение (1,0-3,0). Тогда как в данном случае решение принято в отношении перевозок грузов в вагонах в экспортном сообщении и их порожнем возврате в импортном сообщении, а также при перевозке грузов в вагонах в транзитном сообщении по территории Казахстана в границах ЕАЭС и их порожнем возврате, с вводом в действие с 7 марта до 31 декабря 2025 года. 

Стоит отметить, что подача заявок КТЖ на повышение тарифов лихорадит бизнес по несколько раз в год. За последние 4 года регулируемый железнодорожный тариф (МЖС, локомотивная тяга) увеличился почти в 2 раза. За 2024 год тариф на регулируемые железнодорожные перевозки вырос на 24%, в 2025 году рост тарифа на услуги МЖС уже заявлен на 66%.

И это помимо того, что принят текущий повышающий коэффициент «3» на угольную/рудную продукцию, который превышает допустимые пороговые значения конечной себестоимости доставки, - отгрузка в экспортном сообщении становится нерентабельной для конечного потребителя. При пересчете по новому коэффициенту удорожание тарифа по территории Казахстана увеличивается на 100% с 7 марта 2025 года, что не имеет логического и экономического обоснования, особенно учитывая, что уровень инфляции составил всего 8,9% по итогам января 2025 года.

Применение повышающих индексов приведет к удорожанию стоимости доставки угольной продукции конечным потребителям, снижению ее конкурентоспособности на внешних рынках. На сегодня казахстанский уголь экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья. Резкий рост транспортных расходов сделает его нерентабельным, по сравнению с продукцией конкурентов, что приведет к снижению объемов экспорта, уменьшению валютных поступлений и ослаблению тенге.

Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что увеличение стоимости логистики отрицательно отразится на выполнении лицензионно-контрактных обязательств предприятий недропользователей перед государством, так как по объективным причинам они будут вынуждены снижать объемы добычи угля.

Серьезным последствием принятого решения могут стать массовые банкротства в угольной отрасли. Повышение тарифов значительно увеличит издержки угледобывающих компаний, что приведет к их убыточности и вынужденному закрытию шахт. Это вызовет увольнение тысяч работников и рост социальной напряженности в угледобывающих регионах.

Социальную напряженность обострит и то обстоятельство, что вслед за повышением тарифов на грузовые перевозки вырастет стоимость товаров первой необходимости, что негативно скажется на благосостоянии населения страны. 

Другое негативное последствие - снижение поступлений в бюджет. Угольная отрасль - один из крупнейших налогоплательщиков Казахстана. Сокращение производства и экспорта приведет к потере миллиардов тенге налоговых поступлений и негативно отразится на смежных отраслях, включая транспорт, энергетику и машиностроение.

Резкий скачок тарифов приведет к потере транзитных грузопотоков. Как известно, Казахстан традиционно является ключевым транзитным звеном между странами СНГ и Китаем. Завышенные железнодорожные тарифы заставят грузоотправителей искать альтернативные маршруты через Россию и другие страны, что приведет к значительному сокращению доходов АО «НК «КТЖ» и ослаблению геоэкономической позиции Казахстана.

В своем обращении к государственным органам угольные компании просят немедленной отмены запланированного повышения тарифов на железнодорожные перевозки угля, пересмотра индексации тарифов в экспортном и импортном сообщениях с учетом экономической обоснованности.

Угольщики уверены в необходимости проведения независимого аудита АО «НК «КТЖ» для оценки реального финансового состояния компании и поиска альтернативных источников финансирования. Они предлагают разработать долгосрочную тарифную стратегию, учитывающую интересы угольной отрасли и национальной экономики, включив представителей угольной отрасли в процесс обсуждения тарифной политики для выработки сбалансированных решений.

Предприятия угольной промышленности просят пересмотреть индексацию тарифов в экспортном и импортном сообщениях и принять соответствующие меры для отмены принятого приказа.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры